
Как отучить ребенка от гаджетов
Отобрать гаджет, ограничить доступ или пустить все на самотек — что делать, если ребенок днями напролет «сидит в телефоне»? Разбираемся вместе.
Причины зависимости детей от гаджетов
Социальные сети, видеохостинги, игры и другие приложения на смартфоне могут за считаные минуты завладеть вниманием ребенка. Почему?
Все дело в интересных игровых механиках и удобном, продуманном дизайне. Проходя уровень за уровнем, ребенок мгновенно получает удовлетворение от своих достижений. А короткие юмористические ролики помогают мгновенно отвлечься от неприятных мыслей. Например, о полученной в школе двойке.
Согласитесь, вам и самим порой сложно оторваться от просмотра ленты соцсетей. Все дело в том, что во время использования смартфона и его развлекательных приложений кратковременно повышается гормон радости — дофамин1,2. Последний отвечает за чувство удовлетворения и хорошее настроение. Выработка гормона снижается, стоит только отложить устройство подальше.
Но если взрослому удается контролировать свое желание снова взять в руки гаджет, то маленький ребенок или подросток может увлечься и навредить своему здоровью.
Последствия чрезмерного использования гаджетов
При постоянном использовании смартфона развивается состояние психологической зависимости. Для него характерны следующие проявления1,2:
- гиперактивность;
- повышенная раздражительность и частые смены настроения;
- ухудшение долговременной памяти;
- снижение когнитивных, то есть познавательных функций, а вместе с ними — успеваемости;
- слуховые и тактильные галлюцинации: ребенку мерещатся звуковые уведомления, вибрация;
- номофобия — страх остаться без телефона.
Смартфон-зависимость оказывает пагубное действие не только на психику, но и на физическое здоровье. Во время просмотра видео, чтения с экрана, частота морганий сокращается, следовательно, развивается синдром сухого глаза, реже — нарушения зрения.
Кроме того, электромагнитное излучение, производимое экраном гаджета, обладает синим спектром и воспринимается организмом как дневной свет2. Вследствие чего в детском организме снижается выработка мелатонина — гормона, отвечающего за режим дня. Поэтому постоянное использование гаджета, особенно в ночное время, приводит к неверному восприятию времени суток, проблемам с засыпанием, снижению качества сна2. А вместе с тем может стать одной из причин снижения иммунитета2.
Наконец, при сильной зависимости попытки резко прекратить использование гаджета могут привести к синдрому отмены. Для него характерны: дрожь, жар, апатия или непроизвольная агрессия, тошнота и другие проблемы с желудочно-кишечным трактом1.
Список симптомов весьма внушительный. Необязательно все сразу проявятся у одного ребенка. Но если не взять ситуацию под контроль, ситуация может ухудшиться.
А как понять, что зависимость действительно есть? Психологи и психиатры предлагают следующие критерии интернет-зависимости, которые также справедливы для оценки злоупотребления смартфонами1:
- озабоченность: ребенок хочет постоянно использовать гаджеты и думает о своих предыдущих действиях в сети;
- абстиненция: появляются тревога, раздражительность и другие негативные эмоции, если телефон давно не был в руках;
- толерантность: чтобы получить удовлетворение, требуется все больше экранного времени;
- ослабление негативных эмоций: использование гаджетов становится необходимостью, чтобы справиться со стрессом;
- сложности с контролем своих действий: не удается самостоятельно ограничить экранное время;
- игнорирование вредных последствий: ребенок не хочет признавать проблемы с самочувствием, связанные со злоупотреблением гаджетов;
- потеря социальных связей и интересов: оффлайн-друзья и хобби отходят на второй план;
- сокрытие: ребенок старается утаить от родителей, друзей, психолога реальное количество времени, проведенное в смартфоне, или, например, количество денег, потраченных на видеоигру.
Итак, что делать, если совпало довольно много критериев? В первую очередь, ограничить экранное время. Но нужно учитывать возраст.
Возрастные особенности и подходы к ограничению использования гаджетов
Важно помнить, что на протяжении последних лет смартфоны и их приложения прочно закрепились в жизни современного общества. Значительная часть коммуникаций происходит в социальных сетях и онлайн-играх. Поэтому полностью ограничивать пользование телефоном не стоит, иначе ребенок лишится важного для него инструмента общения.
Кроме того, онлайн-переписка — один из ключевых навыков, который требуется практически на любой должности.
Поэтому родителю важно не демонизировать телефоны, а научить грамотно ими пользоваться и контролировать время, проведенное в сети.
Психологи и психиатры рекомендуют внести следующие ограничения для детей1:
- малышам в возрасте до двух лет не следует использовать экранные носители;
- дошкольникам допускается проводить в телефоне до часа в день;
- младшеклассникам и подросткам — до трех часов в день.
Помимо этого, дети могут использовать гаджеты в учебных целях, например, искать информацию для доклада. Но лучше делать это под присмотром родителей, чтобы ребенок случайно не увлекся и не зашел по привычке в онлайн-игру.
Стратегии снижения зависимости от гаджетов
Зачастую недостаточно ограничить использование телефона. Важно донести до ребенка, почему ему не следует увлекаться смартфоном и научить себя контролировать. А также, создать в семье благоприятную обстановку для приобретения этого навыка.
Организуйте дома зоны без телефона. Это могут быть спальня, обеденный стол, ванная1.
Убедитесь, что ребенок спит достаточное количество времени для его возраста, а в детской соблюдены все условия для комфортного сна: в комнате проветрено и темно, постель теплая, но не слишком жаркая, нет тикающих часов, приборов с яркими лампочками или других отвлекающих предметов. Если есть боязнь темноты, допускается установка небольшого ночника.
Ограничьте использование телефонов, планшетов, игровых приставок, телевизоров за 1-2 часа до отбоя.
Если это возможно, отправляйте школьника на учебу без телефонов и планшетов. А для отслеживания перемещений и связи приобретите специальные детские часы.
Иногда может потребоваться помощь специалиста. В наши дни есть психологи, которые специализируются именно на интернет- и смартфон-зависимостях. В особо тяжелых случаях может потребоваться помощь психиатра и лекарственная терапия. Но не стоит переживать раньше времени: вполне возможно, что вам удастся справиться с проблемой самостоятельно.
Рекомендации психологов по работе с телефонной зависимостью
Будьте примером. Если вы сами уже несколько лет подряд постоянно листаете видео в ленте, ребенок сочтет такое поведение в семье нормой и будет повторять за родителем.
Подберите достойную альтернативу и проводите время вместе. Особенно это может быть эффективно в случае детей младшего возраста: им все еще нужно ваше внимание. Посмотрите вместе фильм, прочтите сказку, приготовьте еду или соорудите из конструктора большой замок.
Поощряйте «правильные» активности. Например, занятия спортом или танцами. И малышу, и подростку важно чувствовать поддержку и интерес родителей к его увлечениям.
Не ругайте ребенка. Дети, а особенно подростки, могут быть чувствительны к повышенным тонам и реагировать на них отказом выполнять любые приказы и просьбы.
Объясните, чем плоха телефонная зависимость на понятном языке. Малыш вряд ли сможет уловить связь между видеоиграми и потерей работы. Но он сможет понять более реалистичные вещи. Например, что от долгого сидения в телефоне могут разболеться глаза или голова. Подросток, в силу своего возраста, может долгое время отрицать даже очевидные проблемы. Придется запастись терпением и долго, методично объяснять, в чем польза и вред современных телефонов.
Но даже если ребенок поймет ваш посыл, не надейтесь, что он тут же удалит все игры. В конце концов, там интересно!
Использование технологий для контроля времени перед экраном
Достаточно трех функций. Первая — контроль цветовой температуры экрана. В дневное время экран использует синий спектр, а в вечернее — желтый. Это нужно для того, чтобы нормализовать восприятие времени суток и восстановить режим дня.
Вторая технология — контроль экранного времени. Как правило, он есть по умолчанию практически во всех телефонах, выпущенных в течение последних лет, или доступен в виде приложения. Технология устанавливает таймер на использование гаджета, по истечении которого пользоваться гаджетом можно только как обычным телефоном. Например, посмотреть время или позвонить родителям.
Третья технология — контроль контента. Она позволяет отслеживать, какие именно приложения скачивает ребенок на телефон и устанавливать ограничения на определенные игры или ресурсы.
Запрещать пользоваться смартфоном — бессмысленно. Подростки, а иногда и маленькие дети, найдут тысячи способов обойти запреты, а вместе с тем отдалятся от родителей и будут меньше им доверять. Поэтому, прежде чем установить на телефон своего ребенка специальные приложения для контроля, важно объяснить, зачем это нужно.
Данный материал носит информационный характер и не является медицинской рекомендацией. При возникновении у ребенка тревожных симптомов, связанных со смартфон-зависимостью, необходима консультация со специалистом.
Источники:
- Пекониди А. В. Цифровая зависимость у детей и подростков. Современные стратегии диагностики и лечения. // Русский медицинский журнал. Медицинское обозрение. - 2021. - №5. - С. 322–329.
- Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования - 2020. - №2. - С. 95–103.
-PDS-2400052