Как правильно организовать учебное место дома: выбираем стол и стул

Как правильно организовать учебное место дома: выбираем стол и стул

Чтобы ребенок учился с удовольствием, ему нужно удобное рабочее место. Мы расскажем, как правильно организовать его, как выбрать ученическую мебель, какой она должна быть, чтобы ученику было комфортно заниматься.

Размеры и эргономика мебели

Школьник будет проводить много времени на своем рабочем месте в течение всего года. Даже первоклассник может делать уроки каждый день по несколько часов. Родителям важно следить, чтобы положение тела при этом было правильным:

  • хорошо, если спина прямая, ровная, но не напряженная;

  • ноги при сидении на стуле согнуты в коленях под прямым углом, стопы стоят на полу (или на подставке);

  • грудь не ложится на край ученической парты, между ними около 15 см;

  • руки при работе расслабленно лежат так, что локти согнуты под прямым углом;

  • при чтении или письме голову не нужно сильно наклонять вперед.

Дети быстро растут, особенно в начальных классах. Чтобы пространство для учебы всегда оставалось эргономичным, удобнее использовать для него мебель, регулируемую в зависимости от роста. Особенно важно, чтобы высота столешницы оптимально соответствовала росту школьника. По действующим стандартам ГОСТ и СанПин для школ есть следующие требования:

  • для детей ростом ниже 120 см — не больше 52 см;

  • если школьник выше 120 см и ниже 150 см, рабочая поверхность на уровне 52-61 см от пола;

  • когда рост ребенка становится больше 150 см, можно использовать стандартную «взрослую» мебель от 75 см.

Также важны размеры поверхности. По стандартам ГОСТ обычная глубина — 50-60 см, и этого, как правило, достаточно, даже если у дальнего края стоят книги. Стандартная ширина — не меньше 60 см для дошкольника или первоклассника. Детям в средних классах нужны ученические столы шириной не менее 80 см. Если нужно поставить ноутбук, монитор, принтер, разложить тетради, книги, письменные принадлежности, понадобится еще больше пространства — с возрастом придется увеличить длину поверхности¹.

Виды школьных столов

Существует несколько видов детских письменных столов для дома:

  • школьные парты;

  • ученические столы-трансформеры;

  • обычные модели с тумбами и без;

  • угловые письменные столы.

Стандартные школьные парты обычно покупают первоклассникам, ученикам начальных классов. Их чаще используют в школах, а не дома. У них небольшие габариты, а внутрь можно убрать учебники и тетради. Поверхность может иметь наклон, ее ширина и длина обычно небольшие, а уровень может регулироваться. Подобную регулируемую конструкцию имеют и ученические столы-трансформеры. Их особенность в том, что столешницу можно переставлять, в зависимости от того, какой угол наклона нужен. Благодаря этому такая мебель остается удобной годами. Детям старшего возраста чаще покупают обычные или угловые модели. У них могут быть встроенные тумбы и ящики для хранения школьных принадлежностей, выдвижные доски небольшой длины для клавиатуры, надстройки.

Рядом можно повесить расписание уроков на год, доску для стикеров с напоминаниями. Если малыш учится в начальной школе, часто занимается рисованием, поделками, поверхность стоит закрыть пленкой или красивой подложкой достаточной длины, чтобы защитить ее от повреждений. Оптимальные стандартные габариты письменного стола для школьника такие, чтобы на нем помещались и не мешали друг другу все вещи, нужные для учебы.

Виды стульев для детского рабочего места

Ученик начальной школы может пользоваться стандартным стулом на четырех ножках. Главное, чтобы у него была удобная спинка достаточной длины, не слишком глубокое сиденье и такая высота, при которой ноги достают до пола. Тем не менее, чаще используются регулируемые по высоте стулья, они похожи на обычные офисные модели. Положение сиденья и угол наклона спинки у них регулируется. Разница — в размерах, детские модели меньше.

Стоит решить, нужны ли стулу колесики. Это удобно, но для непосед и учеников начальной школы катающийся стул может быть небезопасным.

Правильная посадка

Когда школьник учит уроки, он подолгу остается в одной и той же позе. В зависимости от того, насколько хорошо подобрана мебель, она будет более или менее комфортной. Важно, чтобы поза была удобной, чтобы это не вредило здоровью спины и глаз, не вызывало быструю утомляемость. По стандартам ГОСТ и СанПин существует несколько требований к тому, как именно ребенок сидит, когда он готовит уроки:

  • Высота детского стула — такая, чтобы ноги устойчиво стояли на полу и были при этом согнуты в коленях.

  • Глубина сиденья — не слишком большая. Поясница достает до спинки стула.

  • Спинка невысокая и поддерживает корпус так, чтобы позвоночник оставался прямым.

  • Высоту и глубину регулируют в зависимости от расстояния от глаз до тетради (составляет не меньше 30 см).

  • Между грудью и краем парты остается немного пространства (примерно на ширину ладони).

Дети растут быстро, и проверять размеры, габариты школьной мебели нужно каждый год. Если ваш дошкольник или первоклассник сильно вытянулся всего за несколько месяцев, убедитесь, что ему все еще комфортно сидеть при учебе и дома, и в классе.

Проверить, является ли посадка правильной, можно несколькими способами²:

  • Пусть ученик сядет ровно, расправит плечи и поставит руку вертикально, опершись локтем. Поза такая, будто он поднимает руку для ответа на уроке. Если посадка правильная, кончили пальцев будут доставать до наружного уголка глаза.

  • Размеры стула проверяют по положению ног. По стандартам ГОСТ они должны быть согнуты в тазобедренном суставе и коленях под прямым углом, стопы должны стоять на полу полностью.

  • При письменной работе и чтении поза должна немного меняться. Когда ученик пишет, поясница опирается на спинку стула, корпус выпрямлен. При чтении спина опирается на стул полностью, до лопаток.

  • Глубина рабочей поверхности и расстояние между краем парты и стулом такие, что при письме или работе за компьютером локти не свисают, руки устойчиво и удобно опираются.

  • Шея не вытягивается вперед, при чтении или письме нет сильного наклона головы.

Полезные советы

Чтобы посадка была правильной, а чтение или работа за компьютером дома комфортными, можно соблюдать следующие рекомендации:

  • Используйте стул с регулируемой спинкой и сиденьем достаточной глубины и ширины. Чем больше регулировок у детской мебели, тем проще настраивать, адаптировать ее в зависимости от роста ребенка. Это особенно важно для первоклассников, для учеников младших классов.

  • Если ноги не достают до пола, используйте небольшую подставку.

  • Убирайте из учебной зоны все лишнее, оставляйте здесь только те предметы, которые нужны для чтения или письменной работы. Так проще на них сосредоточиться.

  • Используйте подставки с наклоном для учебников, чтобы нагрузка на глаза при чтении была меньше.

Заключение

Чтобы ребенку было удобно заниматься дома в течение учебного года, важно правильно выбрать мебель, организовать комфортное пространство для учебы. Нужно проверить, соответствует ли это пространство росту, возрасту и соображениям эргономики: оно должно быть таким, чтобы во время приготовления уроков посадка была удобной, а все, что нужно для учебы, находилось под рукой. Это поможет учиться с удовольствием и быстрее справляться с домашними заданиями.

Список литературы:

  1. Роспотребнадзор. Как организовать рабочее место школьника. Памятка родителям. 2021.

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


RU-PDS-2200010

Семья

Другие истории о малоежках

Мамы и папы пробуют самые современные педагогические приемы, чтобы накормить своего малоежку, и всерьез переживают за здоровье малыша.
Читать