Интерес к учебе: советы для мотивации и возвращения желания учиться

Как развить интерес к учебе

Еще недавно ребенок с восторгом ждал первое сентября, а сейчас вовсю отказывается делать уроки и приносит из школы плохие оценки. Почему так происходит и что с этим делать?

Причины потери интереса к учебе

  • Несоответствие возможностей ребенка и нагрузок. Считается, что оптимальный возраст для поступления в школу — семь лет. Но в действительности, темп развития у детей может значительно отличаться. А вместе с ним — способность к усвоению и запоминанию нового материала. Если учеба дается с большим трудом или не воспринимается вовсе, школьник будет воспринимать ее негативно1.
  • Переутомление. С ним дети часто сталкиваются в начале учебного года, когда после долгих каникул приходится делать «горы домашки». Нередко от нагрузок страдают и дети, посещающие кружки1.
  • Зацикленность на оценках. Конечно, быть родителем золотого медалиста — это повод для гордости. Но для ребенка требование учиться лучше всех означает большую ответственность. Страх неудачи и постоянные беспокойства из-за оценок могут стать причиной хронического стресса. В таком состоянии у школьников могут снижаться внимание и способность к обучению, ухудшаться общее самочувствие.
  • Взаимоотношения с преподавателем и сверстниками. Качество общения и атмосфера в классе серьезно влияют на процесс обучения. Если ребенок столкнулся с конфликтом или издевательствами, ему может быть сложно даже находиться в школе, не говоря уже об усвоении нового материала1.
  • Физические особенности: заикание, витилиго, нервные тики, сколиоз, особенности походки. Многие дети болезненно воспринимают свои отличительные черты, из-за которых выделяются на фоне других. Такого рода переживания, как правило, мешают сконцентрироваться на учебе.
  • Проблемы в семье. Ссоры, развод родителей, болезнь или смерть близких — все эти события могут нанести ребенку психоэмоциональную травму и повлиять на учебный процесс1.
  • Сторонние увлечения. Видеоигры, танцы, блогинг или иная «внеклассная» деятельность может перетянуть на себя все внимание школьника. Особенно если ученик не осознает важность и ценность приобретаемых в школе знаний1,2.

Понять, что же именно демотивирует школьников, не так-то просто. Чтобы распутать клубок, придется запастись терпением и выстроить доверительные отношения с ребенком. Поговорите по душам, дайте понять, что он может поделиться с вами любыми своими переживаниями. А также — рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Виды мотивации в учебе

Условно можно разделить ее на внешнюю и внутреннюю3.

К внешней мотивации относятся сторонние факторы, которые заставляют ребенка учиться. Например, обещание родителей купить новый телефон, если в четверти не будет ни одной тройки. Внешняя мотивация может принести хорошие результаты, но опираясь на нее, школьник далеко не всегда осознает ценность полученных знаний.

Внутренняя мотивация — это желание самого ученика получить нужные знания. Например, он хочет разобраться в каком-то определенном вопросе или стать лучшим в классе по решению линейных уравнений или других задач.

Как правило, в образовательном процессе присутствуют оба вида мотивации. Но внутренняя имеет куда большую ценность. Ведь в этом случае ребенок понимает, зачем он учится и как может применить полученные знания на практике.

Стратегии развития интереса к учебе

Интересуйтесь школьной жизнью своего ребенка. Найдите две минуты, чтобы спросить, как прошел день, что нового он узнал, чем занимался на переменах. Попросите вспомнить забавные и интересные моменты. Так ребенок со временем начнет воспринимать школу как место, где можно интересно провести время.

Хвалите ребенка даже за небольшие успехи. Дети нуждаются в том, чтобы их труды замечали и ценили. Важно также научить ребенка оценивать собственный прогресс, а не сравнивать себя с другими. Для этого можно предложить завести список достижений, повесить его на видном месте и каждый день или неделю пополнять новыми открытиями и успехами.

Научите ставить цели и дробить их на небольшие задачи. Иногда даже взрослому сложно осилить объемную книгу и легче читать по одной главе в день.

Объясните, как полученные знания могут пригодиться в жизни. Гуляя по магазину, попросите ребенка посчитать, какие сладости можно добавить в корзину, чтобы вписаться в бюджет. А если школьнику нравится песня на иностранном языке, предложите вместе понять, о чем в ней поется. Только будьте осторожны: далеко не все тексты популярных песен подходят для перевода с детьми.

Поощряйте любой интерес, даже если он кажется незначительным или не совпадает с вашими интересами. Ребенку нравится география, а не математика? Отлично! Возможно, в дальнейшем любовь к предмету перерастет в профессию.

Если понимаете, что силы на исходе, а мотивации к учебе все еще нет, попробуйте делегировать эту задачу специалисту. Иногда репетитор за короткое время способен заинтересовать ученика в предмете и наладить процесс обучения.

Роль родителей в поддержке учебной мотивации

Родитель должен быть примером для подражания. Если ребенок постоянно наблюдает, как мама с удовольствием учит французский, а папа все время осваивает языки программирования и может сам написать компьютерную игру, то он наверняка не захочет отставать.

Важно правильно расставлять приоритеты и хвалить ребенка за знания, а не за оценки. Школьник должен понимать, что даже плохие результаты контрольной работы не повлияют на отношение родителей к нему. А настоящий повод для гордости — это хорошо усвоенная информация.

Учеба — только одна из сфер жизни ребенка. Важно уделять внимание и другим. Родителю следует знать, чем живет его чадо, что его интересует или беспокоит, вовремя замечать проблемы. А если есть необходимость, обратиться за помощью к специалисту.

Необходимо здраво оценить нагрузку в школе и за ее пределами. Если ребенок едва успевает учиться, возможно, стоит отказаться от некоторых кружков.

Наконец, одна из основных задач родителя — обеспечить школьнику все условия для сохранения здоровья, гармоничного развития и комфортной учебы. У ребенка должно быть сбалансированное питание, удобное место выполнения домашней работы и налаженный режим дня. Если у него есть хронические заболевания, необходимо регулярно наблюдаться у лечащего врача и поддерживать хорошее самочувствие.

Рекомендации для учителей

В работе учителя важно выстроить доверительные отношения с каждым из учеников. Школьник не должен бояться задавать преподавателю вопросы по пройденному материалу или просить у него помощи1.

Монотонные и однообразные занятия быстро приедаются детям. Спасают необычные форматы уроков: викторины, проекты, квесты, экскурсии, эксперименты. Желательно включить в образовательный процесс соревновательные элементы или награды. Например, разместить в классе корзинку с добрыми предсказаниями и позволить каждому ученику, получившему пятерку, вытащить одно из них1.

Педагогу важно донести реальную ценность своего предмета. Для этого можно включить в программу обучения примеры и задачи из реальной жизни. Например, вместо обычных уравнений по математике можно предложить детям посчитать количество упаковок кафельной плитки для ванной комнаты.

Атмосфера в классе и взаимоотношения между учениками — один из важных факторов, влияющих на успеваемость. Если учитель заметил конфликты или издевательства над кем-либо из учеников, он должен срочно принять меры1.

В процессе обучения и учителю, и ученикам стоит делиться обратной связью. Благодаря этому ребенок узнает о своих сильных и слабых сторонах и получает подробные рекомендации, как улучшить свои оценки. А преподаватель сможет определить, какие форматы уроков пользуются наибольшей популярностью у школьников.

Наконец, необходимо создать благоприятную обстановку в классе. Например, можно организовать в кабинете приятную зону отдыха или разместить на стенах несколько плакатов с увлекательными фактами из школьного предмета. Так ученики с большим удовольствием будут проводить время в классе, ожидая урок1.

Данный материал носит информационный характер. При резком и значительном снижении успеваемости, отказе идти в школу, апатии, нарушении внимания и других тревожных симптомах у ребенка необходима консультация со специалистом.

Источники:

  1. Григорьева М.Н. Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы /М.Н. Григорьева// Молодой учёный – 2020. - №52 (342) – С. 383-385.
  2. Пекониди А.В. Цифровая зависимость у детей и подростков. Современные стратегии диагностики и лечения. Русский медицинский журнал. Медицинское обозрение. – 2021. - №5 – С. 322-329.
  3. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.– 2014. - №3 – С. 63-78


-PDS-2400053

Вас может заинтересовать

Перекусы во время тренировок
Не зря детей с ранних лет учат, что в здоровом теле здоровый дух. Часто, говоря эту фразу, имеют в виду, что необходимо заниматься спортом.
Высокие нагрузки: как отдыхать ребенку
Нагрузки в школе, секциях забирают много сил. Свежий воздух и здоровый сон помогают детям восстанавливаться. Но не стоит забывать, что избегать переутомления помогают и витамины. Какие из них нужны ребенку?
Чем занять малыша с пользой для его развития?
Думаешь, чем заняться с ребенком? В нашей новой статье — 5 развлечений для совместного времяпрепровождения. Весело будет и тебе и ребенку!
Семья

Другие истории о малоежках

Мамы и папы пробуют самые современные педагогические приемы, чтобы накормить своего малоежку, и всерьез переживают за здоровье малыша.
Читать