Научные опыты и эксперименты для детей

Научные опыты и эксперименты для детей

Существует много простых, но увлекательных научных экспериментов, которые помогут увлечь ребенка наукой. С их помощью знакомство с физикой или химией легко превратить в увлекательную игру, чтобы ребенок учился новому легко, весело, с удовольствием.

Зачем развивать у ребенка интерес к науке?

Наука объясняет мир вокруг нас. Увлечение ею не просто дает новые знания — у юных ученых появляются важные навыки:

  • Исследовать и изучать. Ребенок учится самостоятельно собирать информацию, экспериментировать, задавать вопросы. Это помогает узнавать больше, глубже понимать тему, явление или процесс.

  • Мыслить критически — привычка проверять информацию и искать достоверные данные помогает не только в учебе, но и при принятии решений в жизни.

  • Систематизировать знания — юный ученый быстро понимает, что явления и процессы взаимосвязаны. Это помогает вырабатывать системное, логичное мышление.

Занятия наукой быстро начинают приносить практическую пользу:

  • Школьник лучше учится, получает больше возможностей при обучении, в том числе возможность участвовать в проектной деятельности, школьных исследованиях, олимпиадах.

  • Он быстрее усваивает новые знания, учеба дается ему легче, понимание даже сложных тем не вызывает трудностей.

  • Информация из курса химии, физики, биологии и других естественных наук усваивается быстрее — ребенок уже знаком с ней благодаря своему увлечению.

  • При профориентации и обучении после школы дети, увлекающиеся наукой, рассматривают больше возможностей, а выбор профессии чаще совпадает с их интересами.

Навыки системного мышления, хорошая обучаемость, эрудиция помогают детям, увлекающимся наукой, развиваться быстрее, успешнее, добиваться успехов в учебе, а затем и в работе.

Как увлечь ребенка наукой?

Развивать интерес к науке можно почти в любом возрасте. Увлечь ребенка помогут следующие рекомендации:

Отвечайте на вопросы

Часто дети задают вопросы обо всем, что их окружает. Иногда это может утомлять, но важно находить время и отвечать на все «почему», «как» и «зачем». Когда ребенок идет в школу, у него могут появляться вопросы, связанные с новыми знаниями. Если школьнику что-то непонятно, если он хочет знать больше или какой-то из предметов особенно его заинтересовал, родители могут помочь ему. Вот как лучше это делать:

  • Отвечайте на вопросы просто и понятно.

  • Приводите примеры, старайтесь объяснять наглядно — так проще запомнить новую информацию.

  • Если ребенку что-то интересно, предложите ему узнать об этой теме немного больше, расскажите о каком-нибудь занимательном факте или поищите информацию вместе.

Используйте впечатления

Лучше всего что-то запомнить помогает эмоциональная реакция, например сильное удивление или радость. Если научные увлечения вызывают подобные эмоции, обучение становится увлекательным, захватывающим. Важно правильно использовать это.

Можно удивлять ребенка новыми фактами, объяснять их, бывать в музеях, на научных шоу, проводить впечатляющие эксперименты самостоятельно. Все это сделает науку частью жизни, намного расширит кругозор, поможет быстрее усваивать новую информацию. Дети лучше запоминают то, что они могут рассмотреть, потрогать или сделать самостоятельно. Например, простые эксперименты в домашних условиях помогают не просто узнать научный факт, но и понять, как именно работает то или иное явление.

Удивляйтесь вместе с ребенком

Конечно, мама и папа знают больше, чем ребенок, но научные факты или опыты могут удивлять и их. Покажите, что вам тоже интересно исследовать окружающий мир, и ребенок будет видеть в вас единомышленника. Кроме того, дети во всем берут пример с родителей. Если мама и папа любознательны, то и ребенок будет таким же.

Ищите интересы

Серьезное увлечение наукой начинается, когда формируется определенный интерес. Одним детям нравится механика, и они не расстаются с конструкторами. Другие поглощены химическими опытами, третьим нравится заниматься с растениями — вариантов очень много. Пробуйте разные занятия вместе с ребенком, оценивая его реакцию, наполняйте его мир книгами, развивающими играми, новыми впечатлениями. Со временем он сам выберет самое интересное для него направление.

Почти все, что нас окружает, так или иначе связано с наукой. Явления природы, работа нашего организма, действие механизмов, игра света, отражение звуков — есть много практических примеров, способных оживить научную теорию.

Типы мышления и склада ума: как это влияет на познавательный интерес?

Все дети разные, и каждый ребенок использует свои способы познания мира. Это влияет на то, как будет формироваться интерес к науке, какими именно будут научные увлечения ребенка.

Мышление меняется по мере взросления. Оно постепенно усложняется, проходя следующие стадии развития1:

  • Наглядно-действенное. Это самый ранний тип мышления, ребенок пользуется им с самого рождения, знакомясь с окружающим миром буквально на ощупь. Он запоминает объекты, действия, явления, увидев их или сделав что-то.

  • Наглядно-образное. Такое мышление формируется к возрасту 4 лет. Ребенок использует уже имеющиеся у него знания о конкретных объектах или явлениях, чтобы рассуждать или предполагать.

  • Словесно-логическое. К 6 годам ребенок учится мыслить логически: предполагать, обобщать, группировать, находить закономерности.

  • Абстрактно-логическое. Предположения, анализ, рассуждения могут касаться не только существующих или знакомых объектов. Примерно с 7 лет ребенок учится работать с отвлеченными понятиями, оценивая, например, красоту или количество.

Зная особенности мышления в разном возрасте, проще формировать научные увлечения, заинтересовывать.

Психологи выделяют несколько типов склада ума2:

  • гуманитарный — характерны глубокое восприятие, развитые способности к анализу, формулированию мыслей. Хорошо даются литература, языки, история, правоведение;

  • математический — способности к точным наукам, анализу, логике, расчету. Хорошо даются алгебра, геометрия, физика;

  • практический — предметное, последовательное мышление, развитая логика. Могут быть интересны физика, химия, биология;

  • художественно-образный — художественное восприятие, нестандартное мышление, интерес к искусству. Ребенок может увлекаться архитектурой, механикой, оптикой, музыкой.

Часто дети увлекаются всем понемногу, и выделить какую-то одну область, которая была бы самой интересной, сложно. Родителям важно не торопить события и позволить ребенку развиваться, помогать ему получать новые знания. Эксперименты и опыты помогают детям прикоснуться к науке, почувствовать себя учеными, понаблюдать за тем, как работают химические реакции и физические законы.

Научные эксперименты и опыты, которые можно провести дома

Экспериментировать можно дома: для этого не нужно специальное оборудование или сложные реагенты. Предлагаем несколько вариантов простых, но эффектных научных опытов.

Лампа из лавы

Лавовые лампы выглядят завораживающе: цветные капли принимают причудливую форму, медленно перетекают. Чтобы сделать такую лампу, нужны:

  • емкость с высокими прозрачными стенками (стеклянная или пластиковая баночка, бутылочка);

  • вода;

  • сода;

  • лимонная кислота;

  • растительное масло;

  • пищевой краситель.

Сначала на 2/3 заполняем емкость растительным маслом. Отдельно смешиваем по 1 столовой ложке лимонной кислоты и воды. Смоченную кислоту перекладываем в емкость с маслом. Пищевой краситель разводим в небольшом количестве воды, добавляем немного соды, переливаем получившийся цветной раствор в масло.

При смешивании сода среагирует с лимонной кислотой, появятся пузырьки углекислого газа. При этом вода не смешается с маслом из-за разной плотности. Это будет хорошо видно благодаря добавлению красителя: цветной раствор образует контрастные капли, перетекающие внутри масла.

Расскажите вашему школьнику о том, как это работает. Лавовая лампа хорошо показывает, что жидкости отличаются друг от друга — настолько, что даже не смешиваются. На этом примере можно начать объяснять понятие плотности. Эксперимент интересен еще и реакцией лимонной кислоты с содой. Стоит обратить внимание юного ученого на это, упомянув, что разные химические вещества могут по-разному реагировать друг с другом.

Как движется вода?

Прозрачная вода движется незаметно для человеческого глаза, но все меняется, если добавить краситель. Для эксперимента можно взять обычные акварельные краски, несколько стеклянных стаканчиков и влажные салфетки.

Влажную салфетку нужно свернуть так, чтобы получить полоску. Налейте в два стакана воды, заполнив примерно 3⁄4 объема. В один из них добавьте акварельные краски так, чтобы получился цветной раствор. Теперь стаканы с прозрачной и цветной водой нужно соединить салфеткой, и станет видно, как окрашенная вода поднимается по ней и попадает в соседний стакан. Эксперимент можно усложнить, используя несколько стаканчиков. Расставьте их по кругу, чередуя стаканы с прозрачной и цветной водой. Соедините все стаканы салфетками и наблюдайте, как в прозрачной воде будут формироваться цвета.

Эксперимент показывает, что вода умеет двигаться: она пропитывает салфетку, и это заметно благодаря красителям. Интересно и то, как смешиваются цвета, как в результате этого получаются новые оттенки.

Волшебная бумага и атмосферное давление

Если перевернуть стакан с водой, она выльется. Однако если положить сверху лист бумаги, то этого не произойдет. Для этого эксперимента понадобится лист бумаги, вода и стакан с гладкими краями. В стакан примерно на две трети наливается вода. Он накрывается листом бумаги. Бумагу нужно прижать ладонью к краям стакана, а затем быстро перевернуть его. Вода не выльется и останется внутри: кажется, будто ее удерживает «волшебная» бумага. На самом деле вода держится за счет атмосферного давления, которое внутри стакана становится более низким, чем снаружи.

Плаваем в соленой воде

Почему в море плавать легче, чем в реке? Потому, что в морской воде содержится соль. Это увеличивает плотность воды, и она лучше держит пловца, как бы выталкивает его на поверхность. Разницу в плотности воды можно продемонстрировать ребенку дома. Для этого нужно взять два стакана и налить в них воды. В одном из них растворите 1-2 столовых ложки соли. В каждый из стаканов положите по яйцу. Там, где соли нет, яйцо опустится на дно, а в соленой воде оно будет всплывать на поверхность.

Этот эксперимент можно и усложнить. Попробуйте изменить количество соли и посмотрите, как это повлияет на положение яйца в воде. Используйте другие предметы, например, легкие фигурки, ягоды, кубики. Исследуйте, как форма предмета, его вес и размеры влияют на плавучесть.

Цветное движущееся молоко

Это простой, но очень эффектный эксперимент. Для него нужны:

  • глубокая тарелка;

  • немного обычного молока;

  • жидкое мыло или средство для мытья посуды;

  • пищевой краситель.

Нужно налить в тарелку молоко (не до краев). Ватную палочку окуните в пищевой краситель и нанесите его на поверхность молока. Можно сделать несколько цветных точек. Сухой чистой палочкой потрогайте молоко — будет видно, что ничего не происходит. После этого чистую палочку нужно смочить в жидком мыле или моющем средстве и аккуратно коснуться красителя на молоке. В этот момент произойдет настоящий цветной взрыв — краски начнут «разбегаться» в разные стороны, образуя на поверхности молока яркие узоры. Это происходит потому, что капля мыла растекается по поверхности молока тонкой пленкой и увлекает за собой пищевой краситель.

Вместо молока можно попробовать взять другую жидкость, например воду или масло. Этот эксперимент хорошо показывает, что разные жидкости имеют разные плотности. Опыт помогает увидеть, как жидкости ведут себя, смешиваясь.

Эти эксперименты проводятся быстро, нравятся детям и наглядно показывают действие законов природы. Если ребенку понравятся такие простые опыты, со временем можно перейти и к более сложным. Это поможет не только лучше понять школьную программу, но и выйти за ее рамки.

Список источников:

  1. Васильев Г. Н. Виды мышления и мыслительная деятельность. Инфоурок, 2020.

  2. А. Г. Маклаков. Общая психология. 2001.


RU-PDS-2200014

Семья

Другие истории о малоежках

Мамы и папы пробуют самые современные педагогические приемы, чтобы накормить своего малоежку, и всерьез переживают за здоровье малыша.
Читать