Как научить ребенка убирать игрушки?
Обилие игрушек и беспорядок в детской комнате — одна из частых проблем, на которую жалуются родители. Каждая семья ищет способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Мы собрали полезные советы родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и узнали мнение детского психолога и педагога*.
Нет порядка — не получится поиграть!
Когда у малыша нет понимания, откуда взять нужную детальку для домика куклы или где «живет» любимая машинка, играть становится затруднительно.
Для начала помогите ребенку: разберите детские игрушки, распределив их по подходящим полкам и коробкам. А еще лучше — подпишите и наклейте яркие иллюстрации на каждый ящик. Картинки с машинками, посудой, мягкими игрушками и музыкальными инструментами отлично украсят детскую комнату или уголок.
Это поможет детям сориентироваться и облегчит поиски. Чем удобнее хранятся игрушки, тем больше стимула их аккуратно расставить по своим «домам».
Мнение психолога: метод распределения игрушек помогает структурировать сознание, потому что ребенок четко знает, как у него все организовано. Но при этом наличие полочек и ящиков само по себе проблемы не решит и к порядку не приучит. Важно договариваться с детьми, обсуждать сроки и следить за тем, чтобы обещания сдерживались.
Когда вокруг много всего, дети теряются: им сложно приступить к какой-то конкретной игре.
Приучай к порядку с младенчества
Чем раньше ты начнешь приучать своего малыша к порядку, тем легче тебе будет по мере его взросления. Когда ребенок научился самостоятельно ходить, можно приступать к уборке. Но только делать это нужно вместе с ним, ведь дети копируют своих родителей.
Отличный способ научить ребенка убирать вещи — игра! Представь себя уборочной машиной, которая сортирует и убирает игрушки по местам. Маленькие машинки могут развозить кукол по домам, а большие — складывать кубики в коробку. Если ребенок постарше, устройте соревнование: кто быстрей соберет и расставит игрушки на полке. А после не забудь похвалить и наградить маленького человека за старания. И, возможно, в следующий раз он уберет все без твоей помощи!
Обойдись без лишней строгости
Постарайся не ругать малыша, ожидая от него быстрых результатов. Учитывай возраст своего ребенка: если он младше трех лет, ему может быть объективно сложно навести порядок, он устанет намного раньше, чем закончатся разбросанные игрушки.
Дай ему время, будь доброй, терпеливой и понимающей! Тогда дело пойдет быстрее.
А что с количеством?
Каждому родителю хочется, чтобы его чадо ни в чем не нуждалось. Но это не значит, что нужно скупать все, что ни попросит ребенок в магазине. Если вы замечаете, что большинство купленных или подаренных вещей пылятся на полках, значит, у вас переизбыток игрушек.
Как этого избежать?
На какое-то время можно спрятать игрушки, с которыми дети перестают играть. Просто складывай их все в отдельный пакет и уноси в свою комнату. Когда детям станет скучно, захочется чего-то новенького, просто достань что-то из этого пакета, и им снова найдется чем заняться!
Так же иногда можно поступить и с новыми игрушками, которые дарят друзья или родственники: какую-то часть подарков с их позволения можно спрятать ненадолго, а потом отдать детям и рассказать, от кого подарок.
Часто получается, что чем меньше игрушек, тем больше дети их ценят.
Мнение психолога: эксперты считают этот подход разумным. Если гости не против, что их подарки будут вручены не в ту же минуту, то так поступить можно. Но чаще люди рассчитывают преподнести свой подарок лично, чтобы малыш ассоциировал вещь именно с дарителем. И это правильно.
Но когда в один день ребенок получает несколько подарков или кто-то из гостей передал презент, но не присутствовал лично, вполне можно попросить разрешения вручить его позже.
Во всем необходимо находить золотую середину: меньше задаривать ребенка по поводу и без, помнить, что подарки могут быть и необычными: путешествие на море, например, или абонемент в школу рисования.
Время «игрушечного» возраста быстро проходит. Наслаждайтесь им, ведь секрет счастливых отношений с собственным ребенком — в гармонии, а не в количестве игрушек.
* Валерия Мартин, детский психолог, педагог.
KZ-SIMILAC-2000017