Ребенок не любит играть с другими детьми
До определенного времени многие родители не обращают внимания на то, умеет ли их малыш ладить с другими детьми. Но приблизительно годам к трем выясняется, что ребенка часто «не принимают» в игру и никто из детей не пытается даже заговорить с ним. Самое удивительное, что он и сам предпочитает отсиживаться в сторонке. Он не любит бегать во дворе с другими детьми. Ему гораздо комфортнее играть с выдуманным другом или рассматривать картинки в книжке.
Что делать родителям необщительного ребенка: оставить малыша в покое или попытаться исправить ситуацию?
Пообщавшись с детскими психологами, мы подготовили для тебя 6 советов от специалистов.
Меньше переживай.
Пожалуйста, меньше переживай и старайся видеть в любой ситуации больше позитива: думай, что с твоим ребенком все отлично и он ― гений!
«Помни о том, что дети только в возрасте четырех-пяти лет начинают учиться играть рядом друг с другом. То есть они пока просто не могут играть вместе и делают свои первые шаги в этом направлении. В пять-шесть лет ― это самое начало общения, и говорить о настоящей дружбе пока не приходится. Также важно учитывать темперамент ребенка. Темперамент ― это не характер, а врожденная “штука” и заменить его нельзя*», — говорит детский психолог.
По ее словам, нежелание общаться со сверстниками может говорить о том, что твой малыш ― интроверт: он много наблюдает, думает, анализирует и не спешит делиться своим внутренним миром и эмоциями со всеми. Интроверты часто вырастают очень интересными собеседниками, профессионалами, любящими и преданными людьми. С годами они становятся гораздо более открытыми и общительными. Просто происходит это не так быстро и явно, как, например, у экстравертов.
Принимай своего ребенка таким, какой он есть.
Не сравнивай его с другими.
«Если сангвиник или холерик с удовольствием носятся и играют с другими детьми, то флегматики и меланхолики могут не хотеть общаться с другими. И это нормально*», — считает психолог. По ее мнению, пытаться переделать ребенка или стараться влиять на его манеру общения и поведения ― значит сделать шаг навстречу комплексам, замкнутости и отдалению друг от друга. Она советует сначала занять позицию наблюдателя, присмотреться к тому, как малыш ведет себя в разных ситуациях: действительно ли ему неинтересны сверстники и игры с ними или ему просто некомфортно, когда вокруг много незнакомых детей. Стоит посмотреть, как он ведет себя, когда ты приглашаешь в гости своих подруг с детьми его возраста. Может быть, дело просто в том, что ему больше нравится общаться один на один?
Вспомни себя в детстве.
Честно ответь себе на такой вопрос: а ты и твой муж ― общительные люди? Ты быстро идешь на контакт с незнакомыми тебе людьми? А твой муж? А в детстве у тебя было много друзей? Или твой ребенок ― маленькая копия тебя или твоего мужа? Если ты тоже не бежала на детскую площадку и не начинала сразу со всеми знакомиться, а сейчас у тебя нет проблем с общением и новыми знакомствами, значит, и у твоего ребенка все будет хорошо с коммуникацией.
Покажи пример.
«Когда вы в очередной раз вместе окажетесь на детской площадке, где много веселых детей играют в какую-то игру, ты можешь попросить взять тебя или папу в игру. Побегать с ними, например, или показать, как строить песочный замок. При этом ты не просишь своего малыша присоединиться к вам. А просто показываешь ему, как ты знакомишься с детьми, как спрашиваешь разрешения на то, чтобы поиграть с ними и как ты с ними при этом разговариваешь (вежливо выслушиваешь их или веселишь). Вполне может быть, что этого окажется достаточно, и твой малыш радостно бросит все свои красивые формочки и игрушки и присоединится к вам»,― советует психолог*.
Общайся больше со своим малышом.
Разговаривай с ним на разные темы: узнавай, как ему сегодня спалось, о чем он думает прямо сейчас, когда держит тебя за руку, нравится ли ему цвет той машины, которая проехала по улице и что он любит больше всего на свете. Возьми себе за правило обсуждать с ним все-все, что его может заинтересовать, и постоянно спрашивай его мнение по всем вопросам. Так ребенок учится формулировать свои мысли, он понимает, что его мнение ценно, а потом ему обязательно самому захочется узнавать мнение других по интересующим его вопросам. Вот увидишь!
Будь начеку.
Если тебя что-то настораживает в поведении ребенка, это может быть небеспочвенно. Первыми проявлениями, на которые стоит обратить внимание, могут быть задержка речевого развития, отсутствие указания на предметы с расстояния и отсутствие интереса к обычной игре. Эти и некоторые другие особенности поведения могут указывать на расстройства аутистического спектра**. Но не стоит преждевременно сильно переживать и ставить диагноз самостоятельно, а при первых подозрениях обязательно нужно проконсультироваться со специалистом.
Общаться твой ребенок обязательно научится, главное, что у него есть родительская любовь и уверенность в том, что все трудности ему помогут преодолеть.
* Валерия Мартин, педагог, психолог.
https://m.youtube.com/channel/UCTVqFCwKkqlpv3Wce6XLH3Q
** Справочник MSD, профессиональная версия. Статья «Расстройства аттического спектра».
KZ-PDS-2000002